Грузия -
страна Черного моря, гор и знаменитого кавказского гостеприимства.
Путешественников привлекают древние крепости и храмы, самобытная культура и
такая же неповторимая национальная кухня. А особое отношение местных жителей к
гостям не только делает пребывание в Грузии приятным и запоминающимся, но
заставляет вновь и вновь планировать поездку в эту страну.
СТОЛИЦА: Тбилиси
ГЕОГРАФИЯ: Кавказский регион, в котором расположена Грузия, относится
к подвижному альпийскому поясу земной коры, что обуславливает её контрастный
рельеф и разнообразные ландшафты с множеством различных типов климата,
гидрологического режима, почвенного покрова, растительности и животного мира.
Кроме того, Грузия находится на стыке влажного Средиземноморья, аридной
бессточной Арало-Каспийской впадины и континентальных Переднеазиатских нагорий,
что также обуславливает многообразие её природных условий.
Реки Грузии принадлежат двум бассейнам - Черноморскому (75 % стока) и
Каспийскому. Почти весь сток Каспийского бассейна выносится рекой Кура, на
которой расположено Мингечаурское водохранилище. Реки Черноморского бассейна
(Западная Грузия) не образуют единой системы, впадая в море самостоятельно.
Главная из них - Риони, протекающая на нижнем отрезке по Колхидской
низменности. Значительны также Ингури и др.
КЛИМАТ: переходный от субтропического к умеренному
ЯЗЫК: Грузинский
РЕЛИГИЯ: Православие (основная масса грузин, русских, часть абхазов,
осетин, греков) - 84 %
Ислам (грузины в Аджарии и Месхет-Джавахети, часть абхазов, азербайджанцы,
кистины) - 9,9 %
Армяно-григорианская церковь (армяне) - 3,9 %
Католицизм (небольшая часть грузин и армян) - 1,2 % (53 тысячи)
Иудаизм (евреи) - около 0,8 % (40 тысяч)
Езиды (курды) - 18 тысяч
Свидетели Иеговы - 16 тысяч
Пятидесятники - 9 тысяч
Баптисты - 8 тысяч
Лютеране - 1 тысяча
Данные на сентябрь 2006
ВРЕМЯ: +03:00 GMT
ВАЛЮТА: Лари
Денежная единица Грузии Лари введена в 1995 году в период правления Эдуарда
Шеварднадзе. 1 лари = 100 тэтри(белая).
В настоящее время в обращении находятся монеты достоинством 1, 2, 5, 10, 20, 50
тэтри , 1 лари, 2 лари и 10 лари и банкноты в 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100 и 200
лари.
ОСНОВНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ:
Водопад Махунцети (Батуми).
Водопад
Махунцети по праву считается жемчужиной горной Аджарии. Хрустальная
вода падает с огромной высоты, обдавая брызгами завороженных красотой
туристов. От такого захватывающего зрелища трудно оторваться!
К водопаду можно попасть, пройдя по арочному каменному мосту
Махунцети. В Аджарии до десяти таких мостов, это арочные мосты Фуртио,
Цхемлари, Махунцети, Дандало и др. Существует множество версий
о строительстве этих мостов и их строителях. Есть соображение, что они
построены венецианскими и генуэзскими мастерами, по другой версии мосты
построены ещё до царствования царицы Тамары.
По распространённой легенде мосты Махунцети, Дандало и Фуртио
одновременно были построены царицей Тамары, с именем которой связано
огромное количество мостов по всей Грузии.
Арочные каменные мосты по сей день удивляют посетителей своей
прочностью, точностью расчётов строителей и скрупулёзностью выполненной
ими работы, поражает то величие, с которым они, вот уже который век
непоколебимо стоят над быстрыми реками.
«Любовь» (Батуми).
Уникальная металлическая скульптура «Любовь» расположена на берегу моря на въезде в Батуми.
«Любовь» состоит из семиметровых схематических фигур мужчины
и женщины, которые движутся навстречу и сливаются в одну фигуру каждые
8-10 минут.
Скульптура работы скульптора Тамара Квеситадзе, которая вдохновилась
на эту работу после прочтения романа Курбана Саида «Али и Нино.
Аджарский краеведческий музей (Батуми).
Аджарский
краеведческий музей имени Харитона Ахвледиани был основан в 1908 году,
как сугубо школьный, по инициативе группы учителей, возглавляемой
известными общественными деятелями города Батуми.
Постепенно музей расширялся и с 25 января 1935 года поселился
в комфортабельном здании, где расположен и по сей день. С 1938 по 1989
годы директором здесь был известный ученый и общественный деятель
Харитон Ахвледиани. Непосредственно с его именем связано превращение
и развитие этого очага культуры, как краеведческого
научно-просветительского заведения.
Здесь хранится около 180000 экспонатов: уникальные вещи, фотографии
и коллекции, образцы искусства, в золотых кладовых музей более ста
наименований. В рукописном фонде хранится более 2000 редких рукописей
на русском, грузинском, армянском, турецком, арабском, персидском
языках, в обширной библиотеке музея 63000 книг на разных языках, среди
которых большинство является библиографической редкостью.
Отдел природы занимает одно из значительных мест. Его богатая
экспозиция (6700 экз.) дает общую характеристику природных условий
Аджарии по таким ландшафтным компонентам, как рельеф и геологическое
строение, флора и фауна, полезные ископаемые. Здесь представлены
уникальные геологические коллекции, показаны образцы полезных ископаемых
региона. Многообразен зоологический отдел, где представлены чучела
птиц, рыб и животных, обитавших или обитающих в этих местах.
В археологическом отделе около 1500 вещей - орудия и вещи каменного
века, захоронений эллинистического периода, серебряные и бронзовые
браслеты, коллекции глиняной посуды, нумизматические коллекции.
В деле изучения прошлого, культуры и быта Аджарии огромное значение
имеет этнографиечский материал, хранящийся в музее. В этнографическом
отделе Вам покажут вязанные, стеклянные, металлические, деревянные,
кожаные вещи, произведенные здесь в разное время. Здесь и редкие образцы
резьбы по дереву: орнаментные двери 17 века, столбы, хозяйственные
и бытовые вещи, охотничье оружие местного производства.
В фондах более 300 вязанных вещей, часть из которых относится
к периоду Османского господства. Изумительна коллекция женской свадебной
одежды, платья, накидки, чадры, перчатки и носки, удивительные ковры,
церковные одежды.
Большой место отдано керамической посуде, среди которых молочники,
вазы, кувшины, пиалы; музыкальным инструментам, таким как доли, чибони,
чонгури и пандури.
Церковь Святого Христа Всеспасителя или Армянская церковь (Батуми)
Церковь Святого Христа Всеспасителя в Батуми - храм Армянской Апостольской церкви. Расположена на улице Звиада Гамсахурдия.
Строительство первой армянской церкви в Батуми шло в 1885-1887 гг.
Средства были собраны всей местной армянской общиной, а архитектором
стал австриец Роберт Марфельд. С приходом советской власти церковь была
закрыта и превращена в склад. В 1959 в году была оснащена под
обсерваторию. Благодаря усилиям Армянской Апостольской церкви, местной
армянской общины и Республики Армения в 1992 году церковь возвращается
к армянам и уже с 1995 года начинает действовать. Однако активная
деятельность церкви началась лишь с окончания реконструкции, которая
длилась с 1995 по 2000 года.
Церковь имеет воскресную школу, молодёжный центр и 2 музыкальные группы. Во дворе церкви часто проходят культурные мероприятия.
Музей религии (Батуми)
Музей религии в Батуми был открыт в 2004 году и носит имя сына
известного писателя и публициста Теймураза Комахидзе -
Давида. 90 процентов экспонатов музея собраны этим известным в Грузии
семейством.
Музей познавательного характера, он по своему интересен для людей
разного возраста и любогого вероисповедания. Здесь бережно хранятся
и постоянно выставляются 382 экспоната, среди которых старинные иконы,
скульптуры, сложные макеты, великолепные барельефные фрески, уникальные
фотодокументы и обширная библиотека практически обо всех религиозных
течениях, представители которых живут в современной Грузии
и в частности, Аджарии (православие, католицизм, григорианство, ислам
и иудаизм).
Особое внимание приковывают к себе работы талантливого Зураба
Нижарадзе - сцена Пасхального торжества, изображение святой Нино,
искусно исполненное на медвежьей шкуре, распятие Христа и скульптурная
композиция сцены Рождества.
Площадь Аргонавтов (Батуми)
Площадь Аргонавтов (Площадь Европы) находится в центре Батуми.
На площади стоит памятник Медее - царевне Колхиды, которую из этих мест
увез античный бизнесмен Ясон. В руках Медеи золотое руно.
Площадь со всех сторон окружена домами постройки XVIII века. На площади находится большой информационный стенд про аргонавтов.
Из последних новшеств, появившихся на площади, - часы, стилизованные
под старину, светильники, интересный фонтан в виде флага объединенной
Европы, по которому постоянно бегает детвора.
На площади часто проводятся торжественные мероприятия. Например,
в дни празднования Нового 2010 года здесь поставили огромную сцену
с современным освещением и аппаратурой, где выступали звезды мировой
оперы, среди которых особо выделялся Хосе Карерас.
Все здания на площади изумительно освещены. Придя сюда теплым летним вечером, ощущаешь себя так, будто попал в сказку.
Приморский бульвар (Батуми)
Батумский
приморский парк, который сами местные жители именуют бульваром,
является украшением этого курортного городка. На всём длинном протяжении
моря он совершенно зеленой полосой удивительно пролегает вдоль всей
северно-западной части столицы Аджарии.
В самом начале ХХ века, именно на месте где теперь мы можем лицезреть
ухоженный бульвар, была неприятная свалка для городских отходов. Прошло
какое-то время, и поистине сказочная рука благополучно выстроила
на свалке потрясающий сад. Самый первый проект парка был своевременно
создан знаменитым немецким садоводом Реслером. Но к сожалению,
он не дожил до практического осуществления своего гениального замысла,
но его благородное дело успешно продолжил не менее известный
и талантливый садовод Д'Альфонс.
Огромнейший вклад в благоустройство сада внёс прекрасный грузинский
садовод-декоратор Иасон Гордезиани, успешно принимавший активное участие
в декорировании Лондонского ботанического сада.
Любимый всеми, Батумский бульвар уже более ста лет фантастически
шелестит хвоей и листьями своих жителей-великанов, по его просторным
и исключительно прямым аллеям уже более века ежедневно гуляют пожилые
люди, бегают непоседливые дети, в его уютных барах и кафе круглосуточно
развлекается молодёжь. Практически в любое время года на бульваре можно
встретить многочисленных отдыхающих, которые вдоволь наслаждаются южным
бархатным теплом и сказочной красотой природы.
Лишь только приблизившись к бульвару, Вы сразу чувствуете солоноватое
дыхание моря, органично смешивающееся с чрезвычайно приятным ароматом
красавец-сосен.
По-настоящему завораживающее зрелище открывается перед потрясенным
взором посетителя, вошедшего в парк: три четко выстроенных друг
за другом изумительных фонтана под музыку раскидывают весело свои
струйки. Нередко, во второй половине дня, в струях фонтана преломляются
лучи заходящего солнца, и тогда, появляется над фонтанами чудесная
радуга.
С 2005 года в новой, современной части бульвара, на Ардаганском озере
функционирует совершенно новый французский танцующий фонтан - один
из самых прекрасных среди ныне функционирующих в Европе. Цветной поток
воды, который причудливо вырисовывает ежедневно в ночном небе узоры
изумительной красоты в четкий унисон с прекрасной музыкой производит
на зрителей самое неизгладимое впечатление.
В привлекательном бульваре пять исключительно параллельных аллей, они
четко отделены друг от друга живописными газонами, оригинальными
кафе-барами и максимально аккуратно подстриженными в форме квадрата,
кустами лаврового листа.
В 1934 году была на бульваре поставлена великолепная греческая
колоннада, которая является его основной достопримечательность и как бы
стилизованными вратами парка.
Все условия для современного отдыха созданы в Батумском бульваре:
множество всевозможных аттракционов, оборудованные спортивные площадки,
ухоженные рестораны, просторные бары и летние кафе, бунгало, молодежные
дискоклубы, потрясающие корты, где каждый год успешно проводится женский
чемпионат по теннису.
Уютно и особенно тихо в самой первой магнолиевой аллее, где,
в чудесном павильоне собираются любители нард и шахмат. Уникальный
микроклимат, с каждым годом расширяющегося бульвара на человека
производит большое оздоровительное и успокаивающее воздействие.
Светицховели (Боржоми)
Храм Светицховели - одно из самых почитаемых и прославленных культовых зданий Грузии.
Происхождение наименования «Свети-Цховели» (Животворящий столп)
связано с преданием о принятии Грузией христианства. Согласно легенде,
житель Мцхета, еврей по имени Элиоз, присутствовал при распятии Христа
в Иерусалиме. Он вернулся домой с реликвией - хитоном Христа. Сестра его
Сидония, уже принявшая христианство, встретила его и, прикоснувшись
к хитону, умерла. Ее хоронили вместе с хитоном, оставшимся в ее руках.
На могиле Сидонии выросло большое дерево - ливанский кедр.
Дальше легенда повествует о решении первого христианского царя
Мириана воздвигнуть над могилой Сидонии церковь. Во исполнение его
желания срубили дерево, выстругали семь колонн и приступили
к строительству церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая
не поддавалась - она повисла в воздухе. После того как просветительница
Грузии св. Нина молилась всю ночь, этот столб встал «без прикосновения
руки людской» и с него текло миро, излечивающее больных от тяжелых
недугов. Отсюда и пошло наименование этого храма - «Свети-Цховели».
Недавние раскопки на территории храма позволяют восстановить контуры
первой, выстроенной в IV веке деревянной церкви. Неглубокие ямы
с остатками деревянных столбов весьма точно обрисовывают план церкви.
В V веке, при Вахтанге Горгасали, взамен этой первой христианской
деревянной церкви воздвигли каменный храм, габариты которого, как
и отдельные фрагменты, легко читаются и сейчас. Вставленные
в подкупольные устои орнаментальные камни внутри храма, а также
на редкость интересные скульптурные бычьи головы на восточном фасаде
находят параллели в произведениях именно V века. Отмеченные выше
раскопки вскрыли апсиду, древние колонны, импосты которых виднеются
в раскрытых верхних частях устоев в северо-западной части храма. Храм
Вахтанга Горгасали простоял до начала XI века, когда пришедшую
в ветхость церковь перестраивают почти заново.
В 1010-1029 годах при каталикосе Грузии Мелхиседеке был построен
новый патриарший храм, перенесший в дальнейшем немало разрушений
и переделок, но в основном все же сохранивший до сегодняшнего дня свой
первоначальный вид. На постройку собора Свети-Цховели были сделаны
пожертвования не только церковью, но и правителями отдельных грузинских
царств. Католикос добился вкладов и от византийских императоров.
В надписи на восточном и северном фасадах собора упомянут зодчий
Арсукисдзе, строитель храма. Над центральной декоративной аркой
северного фасада помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник.
Надпись, сопровождающая его, гласит: «Рука раба божьего Арсукисдзе,
помяните». С этим связана популярная в народе легенда о том, что
Арсукисдзе стал жертвой зависти. У него, обогнавшего в творчестве
учителя, отрубили десницу.
В начале XI века было завершено строительство большой ограды
с парадными, сложно архитектурно решенными воротами, на которых
сохранилась строительная надпись инициатора и руководителя
строительством Свети-Цховели упомянутого выше католикоса Мелхиседека.
В настоящее время эти ворота восстановлены и предстают перед
зрителями во всем величии своего архитектурно-декоративного оформления.
Был построен и дворец, остатки которого раскрыты несколько лет назад.
Джвари (Боржоми).
Джвари
(храм Креста) - знаменитый храм, расположенный на горе у слияния рек
Куры и Арагви, напротив древней столицы Грузии Мцхеты (позднее прямо
напротив него в Мцхете был построен собор Светицховели). Воздигнут
правителем Восточной Грузии над деревянным крестом, поставленным
на горе св. Ниной. Из письменных свидетельств известно, что
в середине VI века крест возвышался открыто и виден был издалека,
являясь объектом поклонения, в честь него в Грузинской Церкви было
установлено особое празднование. Во второй половине VI века правитель
Гуарам построил рядом с крестом малый храм Джвари.
В 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого
Джвари, который должен был стать достойной вместилищем для национальной
святыни - креста св. Нины.
Строительство было закончено в 604 году, и храм дошел до нас почти
без изменений. Храм Джвари - одно из самых замечательных достижений
древней грузинской архитектуры, и без преувеличения, самый известный
памятник Грузии, воспринимаемый как бессмертный символ народного гения.
Храм построен на крутом утесе, на вершине скалы, которую он продолжает
и завершает. Он виден со всех сторон с далекого расстояния и гармонично
вписывается в окружающий ландшафт.
Отличающийся гармоничностью пропорций, он представляет собой
перекрытый куполом на восьмигранном барабане тетраконх (22м х 18,4 м),
с четырьмя примыкающими к нему угловыми помещениями. На фасадах рельефы,
включающие изображения ктиторов. К Джвари примыкает крестообразная
в плане церковь Малый Джвари (сохранилась в руинах).
Невозможно представить себе мцхетский пейзаж без Джвари - он как бы
связал окружающие горы. Мцхетский Джвари - гениальное творение
грузинского культового зодчества, исполненное простоты, спокойствия,
строгости и гармонии. Столь же гармонично и внутреннее пространство
Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим
совершенством. Исключительную художественную ценность имеют рельефы
Джвари, особенно надо отметить «Вознесение Креста» в тимпане южного
входа. Неудивительно, что именно эти гармония и таинственность привлекли
в свое время внимание Лермонтова к этому месту, «где, сливаяся, шумят,
обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры», и именно сюда им было
перенесено место действия поэмы «Мцыри».
Сейчас монастырь восстанавливается силами монахов и послушников (их порядка 15 чел. в возрасте от 16 до 40 лет).
Крепость Нарикала (Тбилиси).
Самым
известным памятником старого города считается крепость Нарикала
(«Неприступная крепость»), которую называют душой Тбилиси. Крепость
стоит на горе Мтацминда, и с нее открывается захватывающая дух панорама
города. Возникновение этой цитадели относят к IV в. н. э. Ранее
ее название Шурис-Цихе («Завидная Крепость»), а в период нашествия
монголо-татар ее назвали Нарын Кала («Малая Крепость»). В VII и XI - XII
веках крепость расширили, стены стали спускаться к Куре. В XIX веке
нижние бастионы снесли. В 1827 г. крепость была разрушена землетрясением
и с тех пор цитадель полностью не восстанавливалась. На территории
крепости была заново отстроена церковь св. Николая. Крепость Нарикала -
душа Тбилиси. Весь город лежит перед ней как на ладони. Святая гора
Мцатминда до сих пор хранит на себе фрагменты древней крепости Нарикала.
Это самый известный и древний памятник Тбилисской старины, горожане
зовут ее «душой и сердцем города». Кстати, цитадель в современном виде
являет собой яркий образец именно арабской фортификации. Первоначальное
название крепости - Шурис-Цихе («Завидная Крепость»). А со времени
монгольского нашествия крепость стала именоваться «Нарын Кала»
(от тюркского «нарын» - «малая» и «кала» - «крепость»). Источники
утверждают, что Нарикала, находящаяся на Великом Шелковом Пути, была
наиболее укрепленной и неприступной в фортификационной системе Тбилиси.
Кафедральный собор Сиони (Тбилиси).
Сиони
или Сионский собор во имя Успения Богоматери - один из самых известных
памятников Старого города в Тбилиси. Названный в честь Иерусалимского
Сиона, храм был завершен в первой половине VII в. На протяжении веков
Сиони много раз подвергался разрушению, потом восстанавливался
и переделывался. После реставрации 1980-83 гг. храм Сиони, несмотря
на сложную строительную историю, сохранил свой средневековый облик.
Поодаль от собора две колокольни - одна старинная, трехъярусная, XV века
постройки, разрушенная персами и восстановленная в XX веке, другая -
типичный образчик русского классицизма (построена в 1812 году).
В интерьере храма сохранились фрески русского художника Г. Г. Гагарина.
Первое место среди храмовых реликвий занимает очень древний крест св.
Нины.<br/>Основание храма приписывается Вахтангу Горгасалу. Более
вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века
Куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похоронен). Эта первоначальная
церковь была после учреждения эмирата снесена арабами. В 1112 году Давид
Строитель, освободив Тбилиси от арабов, возвёл в городе новый собор,
который не раз подвергался разрушениям и восстановлению. Особенно
значительные работы потребовались после нашествия Джелал ад-Дин
Манкбурны и землетрясения 1668 года.
Винный завод «Цинандали» (Тбилиси).
«Цинандали» -
один из старейших винных заводов в стране. Завод в Цинандали находится
совсем не далеко от Дома-усадьбы А. Чавчавадзе и теперь выпускает редкие
сорта вин и коньяки. Он открыт для туристов (по заявке).
Для посетителей усадьбы в Цинандали доступны, наряду наряду с домом
и парком - винные подвалы с обширной коллекцией вин (энотекой). В ней
сегодня более 15.000 бутылок вина различных марок, разлитых с сер. XIX
до нач. XX вв. Старейшие из них датируются 1841 годом.
Славу виноделов Восточной Грузии в Цинандали с его вековыми подвалами
и коллекцией редких вин приумножила слава садовников: изящный парк
в поместье доблестного князя Александра Чавчавадзе в наши дни - одно
из культовых мест на туристической карте Грузии.
Этнографический музей Грузии (Тбилиси)
Этнографический музей у Черепашьего озера - достопримечательность
Тбилиси и любимое место отдыха, где можно прогуливаться часами
по воссозданной в чудесном парке грузинской деревне. Под открытым небом
собраны древние жилища и хозяйственные постройки из разных регионов
Грузии. Восточная Грузия представлена жилищем-невидимкой дарбази,
находившимся под землей и позволявшим скрываться от набегов турков. Для
горных районов Восточной Грузии характерны башенки-жилища, для Западной
Грузии - деревянные дома с крышами из разных материалов (соломенными,
черепичными или обшитыми досками). Здесь можно увидеть и другие
постройки: винные погреба «мерани», водяные мельницы, амбары для
хранения зерна, коровники. Интересны внутреннее обустройство и домашняя
утварь, которые также различны в каждой области - большие сундуки,
прядильные колеса, маслобойки, ткацкие станки, глиняная и деревянная
посуда, мебель. Гордость музея - ковры и гобелены ручной работы, которые
выставлялись в Париже и получили высокое признание. Есть в музее дом
охотника, памятник XVIII-XIX веков, который необычайно популярен
у кинематонрафистов. Он обычно служит интерьером для съемок исторических
фильмов. Здесь снимали фильм «1000 и один рецепт влюбленного кулинара»,
а в доме в период съемок жил Пьер Ришар. Кроме этих самых известных
музеев, вас ждут уникальный Музей Шелка (ул. Цабадзе, 6), Музей
грузинских евреев, «Старая галерея» на улице Ираклия II, и большое
количество домов-музеев выдающихся людей.
Церковь Метехи (Тбилиси)
Не менее
известным памятником старины Тбилиси является храм Метехи (XII век),
стоящий у самого края каменистого берега Куры и бывший в прошлом
крепостью и резиденцией грузинских царей. Под сводами храма Метехи
захоронена первая грузинская мученица - царица Шушаника Ранская, убитая
мужем-огнепоклонником в V веке н.э. В исторических источниках Метехи
упоминается с XIII века. Храм на протяжении веков неоднократно
разрушался и вновь восстанавливался. Больше всего он пострадал
от монгольского нашествия. Тогда же была самая первая его реставрация.
В XV -м веке он вновь был разрушен, на этот раз персами. В XVI -
XVII вв. грузинские цари перестраивали Метехи. Затем его реставрировали
в середине XIX века, тогда укрепления вокруг храма были разобраны,
а на их месте построена тюрьма. Сегодня взору туристов предстает
небольшое, но высокое кирпичное строение квадратного плана, в центре
которого высится круглая башенка с остроконечной крышей. Это все, что
осталось от древней крепости, куда входили замок, монастырь и храм.
А прямо перед храмом стоит современный памятник - бронзовая конная
статуя основателя города Вахтанга Горгасали.
Церковь Анчисхати (Тбилиси)
В основной части Старого города с VI в. сохранилась церковь
Анчисхати, которая была возведена после перенесения столицы в Тбилиси.
Свое название церковь получила в XVII в., когда сюда перенесли большую
икону из монастыря Анчи (Южная Грузия). Анчийская икона (по-грузински
«Анчисхати») сейчас содержится в экспозиции Музея искусств Грузии.
«Анчис хати» в переводе - «Анчийская икона». Её алтарная апсида устроена
внутри общего прямоугольного плана храма. Позже такая планировка стала
более характерной для алтарных апсид. В настоящее время икона хранится
в Золотом фонде Государственного музея искусств Грузии. Существует две
версии ее происхождения. Многие верующие считают, что икона Спасителя -
нерукотворная, то есть отображенный на ней лик не нарисован, а возник
на полотне после того, как Иисус Христос приложил его к своему лицу.
Следовательно, икона I века. Однако академик, искусствовед Шалва
Амиранашвили (1899-1975 гг.) доказал, что икона Спасителя выполнена
в технике энкаустики (живопись горячими восковыми красками), которая
возникла в Византии не ранее VI века. Икона Спасителя из Анчи стала
широко известна еще в XII веке, когда придворный златокузнец царицы
Тамары Бека Опизари сделал для нее серебряный с золотыми вставками
оклад. В XVII веке икона оказалась у семьи Амилахвари, которая
и пожертвовала ее церкви святой Марии в Тбилиси. Церковь разрушалась
и восстанавливалась несколько раз с XV-ого по XVII-ый века из-за войн
Грузии с персами и турками. Кирпичная колокольня рядом с Анчисхати была
построена католикосом Доменти в 1675 году. Планировка церкви была сильна
изменена в 1870-ых, когда был добавлен свод. В советское время, церковь
была переделана в музей изделий кустарного промысла, затем в ней
располагалась художественная мастерская. С 1958 по 1964 были проведены
реставрационные работы (под руководством архитектора Р. Гвердцители),
которые вернули церкви облик XVII столетия. В 1989 году церковь снова
стала действующей. Хор певчих храма Анчисхати известен ярким исполнением
древнейших грузинских церковных песнопений. В Анчисхати икона Спасителя
находилась более 200 лет. В конце XIX века по настоянию экзархов
Грузинской православной церкви, опасавшихся за сохранность национального
достояния, она вместе с еще несколькими древнейшими иконами была
помещена в Церковный музей, который до 1936 года являлся частью Музея
искусств.
Тбилисские серные бани (Тбилиси)
Серные
бани в Тбилиси - не просто место, где моются люди. Родословная Тбилиси
начиналась на правом берегу Куры в районе теплых лечебных источников,
от которых город и получил свое имя. Ведь в переводе с грузинского
«тбили» («тфили») означает «тёплый». Теплых серно-щелочных источников,
вытекающих из-под горы Табор действительно очень много. Еще в конце XIX
века их было насчитано 31. Так как температура этих источников до 37°,
то они с давних пор служили местным жителям для купания. Позже отдельные
источники были благоустроены и проведены в построенные бани.
В современном Тбилиси район серных бань - одно из самых удивительных
мест старого города. Знаменитые тбилисские бани расположены на одной
«банной» улице, на небольшом участке в районе площади Горгасали.
Старейшая из них - Ираклиевская баня, за владение которой еще в XVI веке
спорили члены царской семьи и князья церкви. Другие - Бебутовская,
Казенная и Сумбатовская - были построены в начале XVII в. Самая
заметная - Орбелиановская (Голубая) баня с минаретами по бокам
и стрельчатым фасадом, покрытым пестрыми изразцами, была воздвигнута
в 1840 г. Сами бани находятся ниже уровня земли, на поверхности видны
лишь полукруглые своды-купола. В старину горожане здесь не только
мылись, бани были местом общения, в котором засиживались надолго
(помывшийся имел полное право оставаться в бане до рассвета следующего
дня) , а городские свахи в специальные дни для женщин и детей устраивали
здесь смотрины. Были роскошные бани для княжеского сословия, вход в них
стоил целый рубль! Для дворян, офицеров и купцов были свои бани,
стоимостью в 20 копеек.
ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВИЛА: Ввоз иностранной валюты не ограничен,
национальной не более 25000 лари.
Разрешен вывоз ввезенной иностранной валюты в течение года с даты въезда,
национальной - не более 3000 лари.
Запрещен ввоз оружия и взрывчатых веществ, наркотиков, литературы, порочащей
государственный строй, некоторых видов видеопродукции.
Запрещен вывоз предметов, представляющих историческую и культурную ценность.
Турагентство
Паспартур
...Зимой
и летом вокруг света!
Все предложения
|